Комплексно-краеведческий музей имени М.Ф. Морозова муниципального общеобразовательного учреждения "Суруловская основная школа им. Героя Советского Союза К.С.Бадигина"
Образован в 2010 году
Присвоен статус "Музей образовательной организации" Министерством образования и науки Ульяновской области 05.12.2018 г. распоряжение №2058р, регистрационный номер 216.
Девиз:
«У каждого музея замечательная миссия: сберечь, что создано, и передать потомкам; ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, и, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам.»
Основные функции музея:
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной
школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Цели:
-совершенствование новых форм и методов героико-патриотического и
нравственного воспитания учащихся; .
-создание условий для формирования гражданского и национального
самосознания обучающихся;
-использование средств музейной педагогики для воспитания духовной, цельной,
творческой личности, обладающей развитым интеллектом.
Задачи:
-совершенствовать содержание, форм и методов поисковой, собирательной,
исследовательской деятельности;
-формировать у подростков объективный подход к историческим событиям в жизни страны;
-воспитывать у подростков чувства высокой нравственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины, уважения к боевым и трудовым подвигам народа;
-активизация экскурсий, научно-фондовой и организационно-массовой деятельности в школьном музее;
-создать условия для проведения в музее занятий и тематических мероприятий ОУ
через классно-урочную систему воспитания, внеклассные мероприятия, через научное сообщество педагогов и учащихся.
Программа деятельности школьного музея им. М.Ф. Морозова предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Музей включает главные экспозиции:
«Среди лугов, охваченных холмами, лежит кусочек родины моей» Здесь рассказывается об истории названий и происхождении сел, об их достопримечательностях, легендах, бытующих в народе.
«История школ с. Суруловка, с. Юрьевка, д. Зыкова, д. Александровка, п. Тимирязево».
Название экспозиции говорит само за себя. Прослеживается путь развития школы от её строительства до наших дней или до момента её закрытия.
«История колхоза имени Дзержинского».
Здесь прослеживается история четырёх колхозов и трёх ТОЗов, существовавщих на Суруловских землях до 1952 года и давших жизнь колхозу им. Дзержинского после объединения.
«Орденоносцы колхоза им. Дзержинского».
Фотографии тружеников полей и ферм, кормивших своей продукцией не только россиян. Рассказ о людях, кто всегда был впереди и на кого равнялись на трудовом фронте.
«Нет выше подвига на свете…».
Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые, по прошествии десятилетий, не стираются из памяти людей. Память об этих событиях неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.
«Время выбрало нас»
Рассказ об участниках локальных конфликтов на Северном Кавказе, о ликвидаторе последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые не выбирали ни время, ни место, где родиться, «время выбрало их».
«А память сердце бережёт…». Фоторепортаж с церемонии перезахоронения солдата Великой Отечественной войны Бойцова И.А., вернувшегося на родную Суруловскую землю через 70 лет, после гибели. Даны сведения о его семье, о работе поискового отряда. На Суруловском кладбище появилось братское захоронение (в могиле лежат останки ещё четырёх неопознанных солдат).
«На братских могилах не вянут цветы…». На Суруловском кладбище есть братская могила лётчиков, погибших 27 января 1944 года в нашем лесу на Сатиной поляне. Это был грузовой четырёхмоторный самолёт, на борту которого находились боеприпасы. Пролетая над лесом, самолёт задел за высокие деревья. Скорее всего, падение было спровоцировано погодными условиями: в тот день был очень сильный туман.
«История школы в фотографиях». Рассказ о директорах новой школы, учительских коллективах, о внеклассной работе в школе, о поездках по городам – героям. К стенду оформлен «Уголок советского школьника». Здесь представлена школьная форма того времени для мальчика и для девочки , атрибуты школьника: октябрятская звёздочка, пионерский галстук, комсомольский значок. Также мы видим здесь ученическую парту, портфель, пенал, чернильницу и перьевую ручку, альбомы: «Учителя новой школы», «Выпуски школы с 1977 года».
«Быт русской деревни». Здесь представлены орудия труда, кухонная утварь, колыбель, в которой выросло не одно поколение, и, конечно же, русская печь, которая занимала главное место в крестьянском доме.